selfmama blog

Книжные хитрости для занятых мам



«Читайте детям не нотации, а книги» Григорий Остер

Современные мамы очень заняты, они совмещают работу, воспитание детей и управление домашним хозяйством. Когда времени не хватает, возникает мысль – сделать общение с ребёнком более глубоким и качественным. Удобный и доступный инструмент для достижения этой цели – совместное чтение книг.

Почему это так, какие задачи поможет решить чтение и как найти «хорошие» и «правильные» для своего ребёнка книги обсуждаем вместе с Никитенко Марией Павловной, главным библиографом Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара, Специальным психологом, социальным педагогом.

Опыт разработки и реализации проектов в области развития детского чтения с 2005 г.
Опыт работы в библиотечном деле с 2004 г.
Психологическая практика с 2001 г.
Мы стараемся научить ребенка большому количеству навыков, необходимых для жизни в современном мире: информационной, технической и финансовой грамотности, математическому и научно-естественному мышлению, владению хотя бы одним, а то и несколькими иностранными языками. Наши дети порой заняты больше чем взрослые. Так почему стоит тратить силы еще и на чтение сказочных или фантастических историй?

Книга помогает общению мамы и ребенка, что особенно ценно в минуты сильной усталости и загруженности. Затраченное на чтение время окупит себя с лихвой:

  • вы отдохнёте и расслабитесь;
  • полученное удовольствие подкрепит любовь и интерес ребёнка к чтению;
  • вы укрепите эмоциональную связь с ребёнком;
  • даже простое чтение без обсуждения принесет пользу общему развитию ребёнка, а вместе с обсуждением – пользу вдвойне;
  • верно подобранная книга поможет формированию эмоционального интеллекта ребёнка.
Остановимся подробнее на последнем пункте, эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект - способность воспринимать и выражать эмоции, использовать их для повышения эффективности своей деятельности, а также способность понимать и анализировать эмоции и управлять ими.
Он – основа необходимых в современной жизни навыков. От него зависит как человек справляется со стрессом, насколько у него развито критическое мышление, как он умеет общаться с людьми, решать конфликтные ситуации, адаптироваться в коллективе, принимать решения.
А еще эмоциональный интеллект можно развивать и тренировать в любом возрасте, и художественная книга – доходчивый и практичный инструмент для такого развития.

  • В книге, как в зеркале, отражается весь спектр человеческих чувств, а персонажи демонстрируют разные способы их выражения и проявления. Ребенок учиться лучше разбираться в своих эмоциях и адекватно выражать их.
  • Герои книг действуют в разных жизненных ситуациях – ребёнок соотносит их со своим опытом и начинает понимать, почему возникли те или иные эмоции.
  • Разные персонажи по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Это развивает эмпатию - умение прочувствовать, понять, оценить ситуацию с точки зрения другого человека.
  • Какой бы короткой ни была книга, она позволяет увидеть и оценить последствия поведения персонажей и принятых ими решений, и опять же – соотнести со своей жизнью.

Плюсы использования художественной литературы несомненны. Множество новинок появляется каждый год, но как правильно выбирать? Как быть уверенным, что у ребёнка в руках хорошая книга?
Как быть уверенным, что у ребёнка в руках хорошая книга?

Вот несколько рекомендаций:

  • 1
    Запишитесь в детскую библиотеку и обратитесь к знаниям и опыту специалистов. Библиотекари помогут подобрать книги с учетом интересов и склонностей ребёнка.
  • 2
    Используйте рекомендательные ресурсы детских и юношеских библиотек, то есть тех специалистов, которые не заинтересованы в прямых продажах литературы, и которые отбирают лучшее из новых изданных книг.
  • 3
    Когда вы самостоятельно подбираете книги, обязательно учитывайте 3 главные составляющие: возраст ребёнка, его интересы и склонности, а также, что происходит в его жизни сейчас: пошёл в школу, в семье появился ещё один ребёнок, переезд на новое место жительства и т.д.
  • 4
    Новинки полюбившейся книжной серии можно отслеживать на сайте выпускающего издательства. У многих издателей есть предварительный заказ, скидки за предзакзаз, проходят различные акции и конкурсы, позволяющие приобрести литературу со скидкой.
«Читайте детям не нотации, а книги» - эти слова писателя Григория Остера передают и наше отношение как специалистов к своей работе, и нашу самую главную книжную хитрость для занятых мам.
Как быть уверенным, что у ребёнка в руках хорошая книга?

Список основных рекомендательных ресурсов,

созданных командой специалистов Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара

  • Каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков»
    Начиная с 2007 года, специалисты по детской литературе и детскому развитию выбирают лучшие из новых изданных книг. Все выпуски вы найдете на сайте библиотеки http://www.gaidarovka.ru/knigi/100-luchshikh-knig


    С 2016 года библиотека является партнером благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в программах развития эмоционального интеллекта детей и подростков. Команда специалистов в составе библиографов, методистов, библиотекарей и психологов подготовила:
  • «Каталог художественной литературы по развитию социально-эмоционального интеллекта»
    http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Literatura-po-emotsionalnomu-i-sotsialnomu-intellektu.pdf . Содержит подборку книг, объяснение навыков эмоционального интеллекта, и советы родителям как организовать чтение ребенка дома.
  • «Навигатор по навыкам 21 века»
    Электронный ресурс, содержащий книги, игры, курсы, приложения для развития детей. https://navigator.vbudushee.ru/ 
  • «Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала»
    Помимо подборки книг представлены литературные кейсы с конкретными вопросами, заданиями, играми и упражнениями, которые подскажут, как развивать личность ребенка, читая и анализируя литературу. https://books.vbudushee.ru/
  • Мария Павловна Никитенко
    Главный библиограф Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара, Специальный психолог, социальный педагог
Понравилась статья?