selfmama blog

РАБОТАЮЩИЕ ЖЕНЩИНЫ В КИНО

Киноиндустрия активно создает и продает фильмы, которые представляют женщин на рабочем месте.

Но вопрос в том, точно ли эти картины отражают опыт работающих женщин?

Кадр из фильма "Дьявол носит Prada"
Фото: East News
Материал подготовила Мария Гердт — студентка 1го курса факультета Социологии НИУ ВШЭ Москва. Участница совместного проекта SelfMama и НИУ ВШЭ «Устойчивое развитие бизнеса. Гендерная инклюзия»

С началом прошлого века женщины стали активно выходить на рынок труда, что закономерно нашло отражение в кинематографе.
Фильмы первой половины XX в. часто отражали мужскую тревогу по поводу получения женщинами возможности работать и самостоятельно зарабатывать. В нуарных фильмах 40-х и 50-х эти страхи заметно возросли, так как во времена Второй мировой войны огромное количество женщин должны были занять рабочие места мужчин, при этом оставаясь «без присмотра». Такое положение дел вызывало опасения, что женщины, приобретя такую самостоятельность, отвернутся от дома, семьи и материнства.
Результатом тревоги стало продвижение Голливудом послания о том, что «место женщины дома, а не на фабрике, не говоря уже о кабинете начальника» [1].
Кадр из фильма «Милдред Пирс»
Фото: COURTESY EVERETT COLLECTION
Постепенно отношение к работающим женщинам изменилось в сторону большего принятия. Сейчас пары с двойным доходом давно стали нормой, и большинство женщин работают на оплачиваемых должностях вне дома. И хотя образовательные и профессиональные достижения женщин растут, это не означает, что равенство процветает на рабочем месте или дома.
Статистические данные показывают, что 80% женщин работают в основном в сфере преподавания, ухода за больными и в смежных областях здравоохранения, на канцелярских должностях или в сфере обслуживания. [2]
Так называемые «розовые воротнички» — как правило, низкооплачиваемые должности в сфере обслуживания с ограниченными возможностями продвижения по службе. В то же время хозяйственные дела по дому, уход за детьми, родственниками и бытом все еще считаются обязанностью женщин, из-за чего они вынуждены работать «в две смены». Но при этом чем больше мужчины экономически зависимы от своих жен, тем меньше они выполняют домашней работы, то есть успехи женщин на работе «наказываются» дома [3].

Наконец, женскую рабочую рутину отличает эмоциональный труд — усилия, затрачиваемые на демонстрацию на рабочем месте эмоций, требуемых компанией, и подавление истинных эмоций человека. Эмоциональный труд присутствует во многих отраслях, но, в основном, в канцелярских или торговых и сервисных услугах, которыми, как отмечалось ранее, чаще всего заняты женщины. Более того, от женщин эмоциональный труд всегда ожидаем по умолчанию: в сфере воспитания детей, ухода за престарелыми, поддержания в семье атмосферы, приятной для домочадцев, зачастую, принося в жертву собственный комфорт. На работе от них ожидается продолжения эмоционального обслуживания не только клиентов, но и коллег и начальства, потому что в противном случае женщина может получить ярлык «сотрудника, не разделяющего ценности компании», подрывает свой профессиональный авторитет и рискует потерять должность.

Таким образом, опыт женщин на рабочем месте разительно отличается от мужского, что создает запрос на репрезентацию проблем работающих женщин.
Жанр «chick flick» (английское выражение, обозначающее «женское кино») является наиболее приемлемым и удобным форматом для такой репрезентации. Во-первых, эти фильмы рассчитаны в первую очередь на молодую женскую аудиторию. Во-вторых, они часто олицетворяют современный гендерный дискурс в его наиболее общем и массовом виде. В-третьих, они очень эмоциональны и основаны на отношениях, что лучше всего дает отражение опыта эмоционального труда для большинства женщин. Кортни Л. Робинсон в своем исследовании «Working Women On Film: A Realistic Representation?» рассматривает три наиболее успешных и знаковых фильма в этом жанре, отражающих одновременно разные стороны и разные эпохи жизни работающих женщин на киноэкранах.

Деловая девушка (Working Girl)
реж. Майк Николс, 1988 г.
Деловая девушка
(Working Girl)
реж. Майк Николс, 1988 г.
Кадры из фильма «Деловая девушка»
Фото: Moviestore/Shutterstock и IMDb
Действие фильма разворачивается в сфере брокерских услуг начала 80-х. Тесс (Мелани Гиффит) посещает различные курсы для повышения квалификации и в целом много работает, но её все равно не воспринимают всерьез. Мужчины в её рабочем окружении замечают только внешность Тесс: и это не только обидные комментарии, но и в откровенных домогательствах. При этом ожидается, что Тесс если не примет это, то хотя бы «потерпит», что является частью эмоционального труда по поддержанию дружелюбной атмосферы за счет принесения в жертву своего комфорта.

Примечательно, что антагонист в фильме — женщина — Кэтрин Паркер (Сигурни Уивер), которая поначалу поддерживала Тесс. Кэтрин и Тесс очевидно противопоставляются не только из-за явного конфликта, но также визуально. Трэйнер говорит Тесс: «Вы первая женщина здесь, которая одевается как женщина, а не как женщина думает, что мужчина мог бы одеваться, будь он женщиной». Тесс в таком случае позиционируется как «настоящая» женщина, в то время как амбициозная и расчётливая Кэтрин лишается традиционно присущей женщинам невинности, чуткости и сострадания, за что она и наказывается. Не учитывается, однако, что поведение Кэтрин во многом было сформировано в токсичной среде доминирования мужчин и по сути является одновременно способом борьбы и защиты от сексизма, которому она также подвергается на работе.
Истинные ценности (One True Thing)
реж. Карл Франклин, 1998 г.
Истинные ценности
(One True Thing)
реж. Карл Франклин, 1998 г.
Рене Зеллвегер и Мерил Стрип в фильме "Истинные ценности" Фото: United Archives Cinema
Кадр из фильма «Истинные ценности»
Фото: United Archives Cinema
Главная героиня Эллен (Рене Зеллвегер) получила образование в Гарварде, целеустремленная и решительная девушка. Она восхищается своим отцом-профессором и не интересуется жизнью своей матерью — домохозяйкой Кейт (Мэрил Стрип), однако соглашается позаботиться о ней по просьбе отца. Тот при этом не просит о помощи брата Эллен, который учится в Гарварде, хотя очевидно не справляется и скоро бросит учебу, а для карьеры Эллен это становится ударом. Когда она сообщает своему боссу, что ей нужно будет взять отпуск, чтобы позаботиться о своей матери, он не поддерживает это решение и начинает перекладывать работу Эллен на коллег.

Такая ситуация является довольно типичной, так как зачастую именно женщинам приходится жертвовать работой и карьерой ради детей или родственников, что не только не приветствуется, но и активно порицается начальством. Таким образом, проблема «выбора» между карьерой и семьей стоит перед женщинами куда более остро, чем перед мужчинами, и связана с большими рисками.

Находясь дома, Эллен начинает видеть своих родителей в ином свете, учится помогать своей матери по дому, и начинает ценить время и энергию, необходимые для создания теплого и заботливого дома. Ближе к концу фильма Эллен начинает принимать жизнь, которую выбрала ее мать, впервые становится заботливой. Она бросает жизнь в большом городе, карьеру и парня, чтобы заботиться о семье.
Дьявол носит Prada (The Devil Wears Prada)
реж. Дэвид Фрэнкель, 2009 г.
Дьявол носит Prada
(The Devil Wears Prada)
реж. Дэвид Фрэнкель, 2009 г.
Мэрил Стрип и Энн Хэтэуэй в фильме "Дьявол носит Prada" Фото: East News
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Фото: East News
В фильме остро поднимается проблема «work-life balance». Начинающая журналистка Энди (Энн Хэтэуэй) получает должность ассистентки Миранды Пристли (Мэрил Стрип) — известного и уважаемого главного редактора гламурного журнала «Подиум». Миранда требует от своих сотрудников совершенства во всем и полной самоотдачи, из-за чего Энди постоянно занята работой и портит отношения с друзьями и близким. Коллега по работе по этому поводу говорит: «Так оно и бывает, когда начинаешь хорошо работать, дорогая. Сообщи, когда все вообще пойдет прахом. Это верная примета к повышению».

Показательная сцена, когда Энди опаздывает на день рождения парня из-за рабочего мероприятия, за что он обижается и ссорится с ней. При этом ранее ей пришлось отказаться от встречи с главным редактором The New Yorker, чтобы хотя бы попытаться спасти праздник своего бойфренда. Ее борьба за некоторое подобие баланса между работой и личной жизнью продолжается на протяжении всего фильма и заканчивается увольнением с престижной должности в пользу работы в небольшой газете.

Обратную ситуацию иллюстрирует пример Миранды Пристли. Она успешна в своей карьере, её боятся и уважают. Однако в личной жизни она не так успешна — на её счету несколько разводов и она очень переживает о том, как карьера матери сказывается на дочерях.

Все три фильма занимательны, однако меня интересует:
1) Отражают ли они опыт и роль женщин на рабочем месте?
2) Как эти фильмы воспроизводят гендерные стереотипы или противостоят им?

1
Все три показывают женщин за работой и проблемы, с которыми они сталкиваются.

В первую очередь, это проблема выбора между личной и профессиональной жизнью (work-life balance). Хотя такой выбор часто стоит и перед мужчинами, для женщин он сопряжен с куда большими рисками.

Женщины зачастую не могут рассчитывать на поддержку дома в своем «выборе» достижения успеха на работе, как мужчины могут рассчитывать на поддержку от жен, матерей, сестер и подруг. От брата Эллен не ожидается, что он займется заботой о матери вместо учебы, но саму Эллен буквально обязывают это сделать. Бывшие мужья Миранды Пристли были недовольны её погруженностью в работу, а Энди отказывается от уникальной карьерной возможности ради восстановления отношений с парнем.

Но и в обратном случае женщины не получают поддержки, например, реакция босса Эллен на её отпуск. Миранда Пристли хоть и является матерью двух девочек, получает от общественности лишь упреки и осуждения, что лишь усложняет ей процесс воспитания детей. Таким образом, все три фильма весьма разносторонне показывают проблему work-life balance.

Во всех фильмах показана реальность эмоционального труда. Тесс подавляет свои чувства для продвижения по карьерной лестнице; Эллен выполняет просьбу отца и заботится о больной матери; и Андреа начинает «теряться» за маской, которую она создает, чтобы справиться с постоянными требованиями и отсутствием благодарности Миранды или поддержки друзей.

2

Однако репрезентация трудностей, с которыми сталкиваются женщины на работе, не мешает этим фильмам также воспроизводить гендерные стереотипы.

Нынешний гендерный дискурс указывает на то, что женщинам присуща забота, эмоциональность и они более подготовлены для работы в частной сфере, например, по воспитанию детей, уходу за пожилыми людьми и работе по дому. Этот гендерный дискурс преобладает во всех трех фильмах. Например, ожидается, что Тесс будет «заботиться» о Кэтрин, управляя ее домом и выполняя поручения. При этом отказ самой Кэтрин от материнства и семьи в пользу карьеры воспринимается как её отказ от женственности в принципе, что проявляется в её одежде, поведении и отношении к Тесс. В «Истинных ценностях» прослеживается идея того, что забота — это черта семейной жизни, и это подкрепляет идею о том, что для успеха на работе от этой «неотъемлемой» женской черты необходимо избавиться.

Во всех трех картинах прослеживается мысль, что женщина может построить карьеру только перестав быть женщиной. Можно также увидеть идею, что успех в работе для женщины попросту неестественен и оттого такой болезненный. Необходимые для успешной карьеры лидерство и амбициозность рассматриваются как мужские черты. И если женщины обладают этими качествами и преуспевают в карьере, им приходится принести в жертву «традиционно» женские черты — эмоциональность, заботливость, скромность. То есть, во всех трех фильмах прослеживается нить, что женщина может построить карьеру только перестав быть женщиной, что подвергаются сомнению и осуждению.

В то время как три фильма сопротивляются текущему гендерному дискурсу, демонстрируя женщин, работающих вне дома, а некоторые из них занимают высокие руководящие должности, фильмы также отражают современные гендерные стереотипы: сводят к минимуму роль женщин на рабочем месте или выставляют их успех неестественным и болезненным для самих женщин и их семей.
На женщин в кино часто смотрят с точки зрения стереотипов (секретарша, железная леди, женщина-вамп, домохозяйка, легкомысленная блондинка и т.д.), из-за которых они часто кажутся одномерными. Поэтому для качественной репрезентации, кино должно показать реальных женщин и образы женщин, которые предназначены не только для мужского удовольствия и цели, но и выходят за рамки привычных гендерных стереотипов.

Источники:

1. Lindegan R. The Noir Forties: The American People From Victory to Cold War

2. Differences in Men's and Women's Work, Care and Leisure Time. Study for the FEMM commitee

3. Hamid A. Even Breadwinning Wives Don’t Get Equality at Home.


Оригинальное исследование: Robinson C. Working Women On Film: A Realistic Representation?

Понравилась статья?