Удобный ребенок:
как не задавить личность
Удобный ребенок:
как не задавить личность
Ответственность формируется в очень раннем возрасте — когда ребенок только начинает передвигаться по комнате ползком. Он изучает все, что вокруг, натыкается на предметы, падает, может прищемить себе пальчик ящиком комода… И в этот момент он учится тому, что его действия приводят к определенному результату. И он может изменить что-то в своем поведении, чтобы результат получился иным.
Это очень базовое понимание, которое приходит еще в доречевой период и становится основой для последующей жизни. Но ребенок, свободно перемещающийся по комнате, — это не удобно, а временами опасно. И вместо того, чтобы обезопасить для него пространство, мы сажаем его в манеж, детский стул или ходунки. Так он гарантированно не поранится, ничего не испортит, но… и не сформирует базовую ответственность за свои действия.
Похожая история происходит, когда мы делаем вместе с ребенком уроки, беря на себя его ответственность, или запрещаем ему выходить из дома и общаться с друзьями, боясь что может что-то плохое случиться, лишая его возможности приобретать и оттачивать навыки социального взаимодействия.
В основе успешности лежит опыт совершения ошибок, повторных попыток совершения действия и достижение долгожданного результата. Мы все знаем, что прожить жизнь начисто, не совершая ошибок, еще никому не удавалось. Особенно тем, кто в этой жизни чего-то достиг. Но зная это, мы всеми возможными способами стараемся уберечь ребенка от маленьких и больших ошибок.
Для примера: 3-месячный ребенок лежит на животике и силится перевернуться на спину. Мышцы еще недостаточно развиты, поэтому усилия не приводят к результату. Частенько малыши бьются носом о поверхность, на которой лежат, и плачут. Очень хочется каждый раз, когда он пытается повернуться, помочь ему, избавив от отрицательных эмоций и излишних усилий. Вот только как же будет формироваться его тело, моторика и координация?
Точно так же мы поступаем и в более старшем возрасте: ищем репетиторов, чтобы помогать с домашними заданиями (или сами выступаем в этой роли), предлагаем на выбор (или впихиваем насильно) иностранные языки, спорт, музыку, походы в театры и на выставки. Ребенок не успевает чего-то по-настоящему захотеть, потому что вокруг него столько всего, что он и выбрать-то не успевает, не то что сформировать потребность или устремление к чему-то.