selfmama blog











Бизнес с командой на удаленке как способ выживания. Разговор с практиками

Больше месяца прошло, как в России грянула самоизоляция. Многих она заставила адаптироваться прямо «по-живому», перестраивая бизнес-процессы буквально на бегу. Теперь же перед многими из нас встает вопрос — как и в каком формате возвращаться в строй?

Постараемся ли мы забыть карантин как страшный сон или он научит бизнес каким-то новым «трюкам»?


Сегодня мы беседуем с нишевым маркетинговым агентством Business2_Mommies, которое уже очень давно выбрало для себя, во-первых, четкую специализацию (что само по себе необычно для рекламного агентства), а во-вторых, уже несколько лет практикует дистанционную работу. Команда В2М разбросана на 5 стран, охватывает все часовые пояса, а рабочий график — буквально 24 на 7 и без выходных.


Как им это удается, какие у формата есть плюсы и минусы и о том, как им переживается карантин, нам расскажет Светлана Головина — управляющий партнер B2M.


Суть нашего агентства заложена в названии: мы — проводники брендов в мир мам. Работаем больше 4 лет, преимущественно с крупными компаниями сфер FMCG, фарма, недвижимость, банки, гос. структуры и пр. Делаем весь цикл — от стратегии до медиа-продвижения.

Давайте сначала расскажу, как мы пришли к такой нише.

Возраст «активного родительства» в нашей стране приходится на 21- 45 лет (в регионах люди рожают ближе к нижнему порогу, в 21 год, а в Москве — возраст рождения первого ребенка 27 лет). ИМЕННО на этот же возраст приходится период самых больших семейных трат — недвижимость, автомобили, техника, путешествия, luxury-товары и прочее. Родители — это уже не студенты, живущие на карманные деньги, но еще и не люди в возрасте, которые стараются беречь и копить заработанное. Именно поэтому семьи являются лакомым куском для брендов и бизнесов, а мама у нас в стране (с ее достаточно классическим гендерным укладом) традиционно выполняет роль менеджера семьи. Даже если мама не зарабатывает, она планирует и инициирует покупки.

Когда я сама стала мамой, я поняла, что коммуникация брендов с этой аудиторией не учитывает нюансы субкультуры мам, не отвечает инсайтам современного родительства и очень часто просто элементарно опаздывает. Бренды едва успевают строить коммуникацию на том, что в мире мам «отгремело» еще в прошлом году. Захотелось создать что-то современное, яркое, перекинуть мостик между производителями и реальными потребителями, в группу которых я теперь сама попала. Ставка на актуальность потребовала очень специфической команды. Команды, которой не надо объяснять, что такое небулайзер, ментальная арифметика, слинг, кубики Зайцева, колесо Баланса и кто такая Людмила Петрановская.

В В2М одна за другой стали подтягиваться мамы-единомышленницы. Арт-директора, пленеры, райтеры, медийщики, продажники в декрете. Сейчас В2М — это коллектив из 35 человек, и общение на 99% происходит исключительно в онлайне.

Когда мы объединились, стало очевидным главное отличие нас от других коллективов — для мам работа это не обязаловка, а выход из ежедневной рутины, поэтому мотивация зашкаливает. В среднем рабочий день у каждого специалиста длится не больше 4 часов в сутки и имеет очень четкие промежутки — «пока все ещё спят», «ребенок в саду/школе», «дневной сон», «после укладывания». Наверное, с непривычки это выглядит дико, но ты можешь проснуться в 6 утра и увидеть, что тебя в календаре уже зовут «обсудить стратегию по Нестле в дневной сон». А еще у нас есть такой прекрасный термин, как «давай обсудим это после укладывания».

Всё это кажется забавным, пока ты не увидишь по CRM, что человек при таком графике сделал БОЛЬШЕ, чем скучающий офисный работник за весь рабочий день. Всё дело в опыте многозадачности и организации графика внутри дня — быстрые вопросы решаются односложно, прямо за прогулкой, купанием или приготовлением ужина, что-то вдумчивое — откладывается до наступления рабочих часов. Никаких перекуров, никаких офисных игр, на это просто-напросто нет времени.

Но самое веселое наступает, когда кто-то из команды рожает следующего ребенка. Тогда график становится просто немыслимым-можно задать вопрос по работе 3 часа ночи, а к четырем получить ответ. А чем еще заняться во время ночных укачиваний?

Как вы теперь понимаете, нас мало затронул карантин.

Мамы в целом, как аудитория, оказались самыми морально подготовленными к этой ситуации. Сидеть дома им не привыкать, а все потому, что в режим социальной изоляции попадает каждая женщина, ставшая мамой, вне зависимости от пандемии и возвращается она из него примерно через 3−7, а то и через 10 лет (если детей двое). Даже шутка такая ходила в начале самоизоляции — «теперь вы все понимаете, каково это — сидеть в декрете». Так что пока весь мир бился в истерике и настраивал хоум офисы, все мамы, и мы в В2М в том числе, спокойненько наливали себе чашечку чая и выходили в свой родной привычный онлайн решать обычные рабочие вопросы.

Раз мы в дистанционной работе доки, позвольте дать несколько советов бывалых на тему управления командой, если вы рассматриваете для своего бизнеса полную или частичную удаленку в качестве нового витка развития после коронавирусной шоковой терапии.
Светлана Головина с близнецами
Светлана Головина с близнецами

Лайфхаки от B2M

  1. Смиритесь с тем, что люди в команде могут работать не только на ваши совместные проекты. Почти у каждой В2М мамы есть параллельно что-то еще — хобби, блог, семейный бизнес… вы не сможете сдержать человека, если он параллельно захочет взять фриланс. И вы это никогда не проконтролируете. Тут как в поговорке про то, что «если любишь — надо отпустить». Если оно вернется — то оно твоё. Если не вернется — значит, никогда тебе и не принадлежало.
  2. Готовьтесь к наступлению безжалостной прозрачности. Дистанционная работа сразу показывает что человек из себя представляет. Эмоции отходят в сторону, все и всё как на ладони. Кстати, помните, что вы становитесь таким же прозрачным для ваших сотрудников, как и они — для вас. Все видят как вы ставите задачи, пишете стратегии развития, ведете себя на рабочих совещаниях. Видна роль всех и каждого. Увильнуть не удастся.
  3. Удаленка не подходит для тех, кто сам ходит в офис тусить, курить и обедать. Удаленка — для тех, кто всем этим уже наелся. Так что если вы жить не можете без совещаний на 15 человек — то можете сразу с затеей попрощаться.
  4. Как ни странно, вам придется сформулировать миссию собственного бизнеса. Потребуется так называемая Big Idea. Вы не сможете вдохновить людей, если «мы как все, только лучше». Придется определить кто вы, четко отстроиться от конкурентов, объяснить людям, чем они занимаются и почему это важно. Приведу пример. Когда к нам на карантине пришел бренд Фемибион (витамины для беременных) и сказал: «Коллеги, у нас беременные в панике! Никто и нигде не говорит с ними нормально про коронавирус. Мы видим упоминания „то здесь, то там“, но никто РЕАЛЬНО не отвечает на все вопросы будущих матерей в стране. Так давайте сделаем это!» — нам даже задачу команде не пришлось объяснять. За ночь прошерстили все соцсети, собрали вопросник. Пять врачей-блогеров к утру подготовили ответы. Быстрый шутинг-план и вот в обед мы первые говорим с беременными женщинами в стране. Все это произошло только потому, что люди в команде знали ЧТО они делают и ЗАЧЕМ они это делают. Это еще один безусловный плюс нишевого агентства — вы можете привлекать к проектам людей, которым тема бизнеса по-настоящему по-человечески отзывается.
  5. И, наверное, самый главный вопрос для владельца бизнеса — контроль. Подойти посмотреть в экран компьютера, заглянуть в переговорную, пройтись утром по коридору и посмотреть кто на рабочих местах — как же без этого?
Пока нас было 5 — 10 человек, все было нормально, но с масштабирования команды стало понятно, что одним вотсапом сыт не будешь. Надо было разрабатывать системное решение. Мы сделали авторскую онлайн-платформу, она размещена на нашем сайте www.b2m.group, в ней отображаются все сотрудники и их календари.

Можно:
  • назначить встречу с клиентом (и клиенту придет ссылка на встречу плюс смс-напоминание)
  • назначить встречу с командой. Календарь у каждого свой и соответствует личному жизненному графику.

Мы видим календари друг друга и видим, что происходит у каждого сотрудника — сколько и по каким темам проводится встреч. Встречу можно записать и позже прослушать.

Оказалось, что когда команда большая, самое важное — допустить, что процессы могут быть другими. День 24 на 7, люди работают в разное время, на первый план выходит четкая постановка задачи. Процессы никогда не будут такими же, как в офисе, но они могут быть и лучше — удобнее, комфортнее, эффективнее.

Кстати, система мотивации при удаленном режиме также почти полностью меняется. Не важен дизайн офиса, удобность парковки и то, дают ли плюшки по понедельникам (плюшки можно и самим себе купить). Важнее что делает коллектив, когда тебя с ребенком внезапно кладут в больницу, не дай Бог. Вот тут и проявляется чувство коллективного плеча. У нас, например, по умолчанию разгружается мама, если дети заболели, НО зато отпуск не считается ситуацией, при которой принято пропадать со связи. Сейчас я рассказываю вам это и понимаю, что мы правила даже и не устанавливали. Они были продиктованы просто самой жизнью, здравым смыслом и концепцией агентства.

Завершая, хочется пожелать бизнес сообществу не отчаиваться. Понятно, что коронавирус заставил всех принимать не самые простые решения и жизнь на ближайшее время сведется к одной простой, но великой истине, которую знает любой продажник — «СКОЛЬКО НАТОПАЕШЬ, СТОЛЬКО И НАЛОПАЕШЬ», но, с другой стороны, лучше топать вперед с теми, кому можно доверять, согласны? Будь то партнер или сотрудник. А удаленка — прекрасная возможность определить кто из чего сделан. Удачи!

Хочешь понять, что такое удаленка для тебя?

Обрести уверенность в своих профессиональных силах?
Освоить профессиональные инструменты, чтобы с легкостью вернуться на работу?
проект для мам, которые хотят понять, как совмещать материнство и рабочую нагрузку
Понравилась статья?