selfmama blog

Выход на работу после декрета: как повысить свою ценность в глазах работодателей

Рынок труда – формальная система отношений, и в определенном смысле, у него нет «человеческого лица», его участники не готовы сочувствовать и сопереживать. Есть статус работодателя. Есть статус соискателя. Найм происходит там, где пересекаются интересы обеих сторон.

В теме трудоустройства женщин после декрета эта формальная сторона – естественная, но не комфортная – наиболее сильно выражена. Быть в декрете – хорошо, социально одобряемо, естественно. Но потеря профессиональной формы неизбежна, и ценность женщины как специалиста оказывается под вопросом.

Команда сайта по поиску работы Trud.com выяснила, как женщине после декрета повысить свои шансы на трудоустройство, как достойно представить себя в резюме и на собеседовании.

Правила составления резюме – общие для всех

Как отмечает Галина Подовжняя, директор по персоналу, Россия и СНГ, компании 3M, нет резюме «декретниц» и «не декретниц». Есть резюме «продающие» и «не продающие». Главная задача резюме, которое продвигает соискателя – его способность привлечь внимание работодателя за несколько секунд.

Галина Подовжняя
Директор по персоналу, Россия и СНГ, компании 3M
По образному выражению Натальи Федотовой, основателя магазина для беременных и кормящих мам @kidster.ru, «резюме – это как рекламный ролик: чтобы в компании обратили внимание на него и прочитали, нужно уже в первых строчках сделать мощное заявление о себе».

Прежде чем произвести на работодателя впечатление с помощью резюме, имеет смысл поработать над сопроводительным письмом – сообщением, которое адресовано работодателю; собственно, к нему и прикрепляется резюме. Наталья Федотова рекомендует придерживаться следующих принципов при написании сопроводительного письма:

● текст должен быть уникальным для каждой вакансии,
● из него должно быть понятно, чем конкретно кандидат может быть полезен компании, и почему,
● должна быть очевидной заинтересованность в получении именно этой работы,
● стоит перечислить свои сильные стороны.

Эксперты рассказали о нескольких секретах, с помощью которых резюме можно сделать более «продающим»:

● в описании мест работы указывать не только задачи/обязанности, но и результаты – для работодателя важны не столько умения, сколько достижения, проблемы, которые соискателю удалось решить,
● сразу после заголовка, контактов и цели поиска разместить раздел «Ключевые навыки». При первом взгляде на резюме работодателю бросится в глаза именно эта информация – что соискатель представляет собой как профессионал, а не факт перерыва в стаже.

Как эффектно описать ключевые компетенции? Галина Подовжняя рекомендует изучить резюме конкурентов. Как представители той же профессиональной отрасли описывают свои сильные стороны, как убеждают в своей ценности? Конечно, вряд ли имеет смысл заниматься списыванием, но удачные примеры из чужих резюме помогут найти убедительные формулировки.

Наталья Федотова
Основатель магазина для беременных и кормящих мам @kidster.ru
Особенности резюме «после декрета»

При общем понимании, что резюме – документ, который должен соответствовать общим требованиям, так или иначе придется учесть специфику жизненного этапа. Женщина, которая возобновляет карьеру после отпуска по уходу за ребенком, имеет объективные отличия от других кандидатов. Какие из них стоит упоминать в резюме, а о каких разумнее умолчать?

Нгуен Евгения Александровна, карьерный консультант, коуч, психолог, считает, что сроки декрета и информацию о детях в резюме включать не стоит, это – сугубо личные сведения.

Нгуен Евгения Александровна
Карьерный консультант, коуч, психолог
Марина Запольская, генеральный директор Talentgrator, рассказывает о приеме, которым пользуются женщины в Европе. Если вы состоите в штате компании, из которой ушли в декрет, напишите, что работаете там по настоящее время. (С формальной точки зрения, нарушений в этом нет. Другое дело, что нужно быть готовой к вопросам, тестирующим уровень компетентности и «свежести» опыта – прим. авт.).
Блоки в резюме, которые увеличивают ценность соискателя в статусе «после декрета»:
  1. Обучение – именно в период отпуска по уходу за ребенком. Если женщина училась, значит, она старалась сохранить профессиональную форму, и на данный момент находится в курсе происходящего.
  2. Любой опыт, имеющий отношение к вакансии. Это может быть опыт мелкого предпринимательства или деятельность на общественных началах – важно, чтобы он имел отношение к профессиональной деятельности.

Марина Запольская
Генеральный директор Talentgrator
Подсказки о том, как описать в резюме околопрофессиональный опыт, дает Ольга Архипова, психолог, карьерный консультант: «Если вы не работали по найму, но что-то делали в виде краткосрочных проектов для разовых заказчиков, как вариант - выполняли важные функции в товариществе собственников жилья, можно указать, какие именно проекты вели и какие "общественные" должности занимали. Здесь же могут быть упомянуты волонтерские проекты с указанием организации и функционала».
Бывает, что в резюме, отчасти в шутку, пишут что-то вроде «менеджер семейной жизни» и перечисляют задачи по организации будней в семье. Ольга Архипова советует пользоваться таким приемом крайне осторожно, ведь нет гарантии, что работодатель оценит чувство юмора соискательницы.

Ольга Архипова
Психолог, карьерный консультант
А вот еще подсказка от Натальи Федотовой о том, как любой опыт замаскировать под соответствующий вакансии. «Представим, что кандидат претендует на позицию менеджера по продажам, а после рождения ребёнка вязал шапочки на заказ. Этот опыт можно подать “по-продажному'': набрал такую-то аудиторию в холодную, продавал столько-то шапочек. Какой опыт поиска клиентов и продажи шапочек в итоге получил, какие каналы продаж задействовал, чему научился».

Стратегические моменты

Чтобы найти работу, придется принять правила игры и задействовать дипломатию. На один из тонких моментов указывает Наталья Федотова: «Полный провал для кандидата – просто указать в резюме даты декрета. Как будто само собой разумеется, что женщина сидела с ребёнком, и ни о какой работе не могло быть и речи».

С другой стороны, стоит ли играть в железную «имансипэ», которой нет дела до ребенка, лишь бы в карьере реализоваться? Ни в коем случае! Тот же эксперт призывает соискательниц говорить «правду, и только правду». «Если женщина совсем ничего не делала в декрете, а только занималась детьми – так и напишите. Но преподнесите это с гордостью, как осознанный выбор и желание полностью отдать себя детям в этот период. А не потому что “ну вы же понимаете, дети, какая может быть работа”, – поясняет Наталья. – Это позиция жертвы, работодатели такое не любят. Если человек осознанно наслаждался материнством и выбрал не работать, это говорит о высоком уровне осознанности и взрослой позиции. Это значит, что сотрудник сможет взвешенно принимать решения на своей должности и полностью отдаваться новому делу».
«На рынке труда женщине после декрета приходится конкурировать со специалистами, у которых перерыва в стаже не было. Поэтому усилий требуется чуть больше – в частности, для преодоления психологических барьеров работодателей. При этом навыки, опыт, достигнутые результаты играют роль свободно конвертируемой валюты. На них и стоит сделать ставку»
Марина Запольская предостерегает от чисто лингвистической оплошности на собеседовании: «Рекомендую избегать уменьшительно-ласкательных слов, употребления “мы” вместо “я”. Старайтесь не говорить о ребенке, поскольку на собеседовании вас оценивают как специалиста», – комментирует Марина.
К числу стратегических можно отнести важный организационный момент. Работодатель хочет быть уверен, что женщина в течение рабочего дня сможет целиком и полностью посвятить себя служебным задачам. Разумно перед планируемым выходом на работу решить вопрос с заботой о ребенке в свое отсутствие. В конечном итоге, от этого зависит эмоциональный фон самой женщины, ведь куда спокойнее заниматься рабочими делами, зная, что малыш в надежных руках няни или близкого человека.

Ольга Архипова прямо указывает: на собеседовании важно показать, что у вас «все схвачено», и в случае, если ребенок заболеет, у работодателя не будет проблем с больничными. С этой точки зрения, хорошее впечатление производят бабушки, няни на полный день, вариант «садик + няня». Марина Запольская считает, что посвящать работодателя в организационные детали не обязательно. На вопросы типа «Что Вы будете делать, если ребенок заболеет?» Марина рекомендует отвечать сдержанно и по сути: «Этот вопрос я решаю с помощью профессиональной няни», «График супруга/родителей позволяет забирать ребенка из сада».
На рынке труда женщине после декрета приходится конкурировать со специалистами, у которых перерыва в стаже не было. Поэтому усилий требуется чуть больше – в частности, для преодоления психологических барьеров работодателей. При этом навыки, опыт, достигнутые результаты играют роль свободно конвертируемой валюты. На них и стоит сделать ставку.
Светлана Алтухова, управляющий партнер SelfMama (образовательный проект, поддерживающий мам в карьерном развитии): «Прежде чем составлять продающее резюме и приводить его в соответствие с требованиями работодателя, важно ответить себе на вопрос - а где я хочу работать? И как я хочу это делать. Современный рынок труда предлагает большой выбор форматов занятости - найм, удаленка, частичная занятость, фриланс и т.д. Выбрав формат занятости, спросите себя про то, какая корпоративная культура вам комфорта и будет максимально способствовать вашей эффективности? И в зависимости от выбранных ответов адаптируйте свое резюме под компании, соответствующие вашим требованиям. Если вы готовы работать в условиях жесткого дресс-кода и четких дедлайнов, то и ваше резюме должно иметь четкую, выдержанную структуру, качественные и количественные показатели ваших достижений. Если вам ближе предпринимательская культура и дух стартапа - добавьте в свое резюме больше описательный моментов, покажите вашу эмоциональную вовлеченность в компанию. В этом моменте нет значимой разницы между тем были вы в декретном отпуске или работали full-time, важно показать работодателю, что вы умеете считывать культурный код компании очень заинтересованы в работе именно у них. Ведь все работодатели хотят иметь увлеченных и вовлеченных сотрудников».

Светлана Алтухова
Управляющий партнер SelfMama